Итоги премии «Лидер конкурентных закупок 2023»
Подробнее

Александр Бойко – Председатель совета директоров B2B-Center

Александр Бойко – Председатель совета директоров B2B-Center

- Почему, на Ваш взгляд, Премия в области конкурентной закупочной деятельности сейчас актуальна?

- Мы считаем, что на сегодняшний день наша страна находится в таком экономическом состоянии, когда требуются достаточно большие затраты, чтобы вывести ее на рост ВВП. Знаете, какой самый простой и самый эффективный способ, не вкладывая деньги, сделать предприятие эффективным? Наладить закупки. Это проверено многолетним опытом. Работая с конкретными предприятиями, я лично убедился в том, что как таковых затрат это не требует, а, наоборот, приводит к оптимизации издержек предприятия, при этом растет эффективность. Открытые закупки – это минимальные затраты и максимальный эффект. Обратите внимание, что у нас сейчас государство стремится к электронным закупкам. Многие корпоративные предприятия – тоже. Федеральный закон №223-ФЗ говорит о том, что госпредприятия должны участвовать в электронных торгах. Все хотят прозрачности. И сейчас самое время, чтобы добиться этого. Уже все перестали задавать вопросы: «Что такое электронные закупки? Почему они должны быть открытыми?». Сейчас все к этому готовы. А теперь – приступим! Премия позволяет выбрать лучших специалистов в области закупок. Мы не хотим быть политизированными. Это чисто экономическая Премия. Премия за то, что ты лучший в своей специальности.

- В чем уникальность Премии?

Акционеры предприятий хотят оптимизировать издержки, потому что, естественно, стремятся к капитализации своих компаний, к росту их стоимости на рынке, к более эффективной работе, к тому, чтобы предприятия могли больше зарабатывать. Но где взять профессионалов, способных сделать систему закупок эффективной? Мы хотим провести настоящий профессиональный конкурс среди специалистов в области закупок. Во-первых, мы хотим выявить настоящих профессионалов, чтобы они стали известны рынку. Во-вторых, мы хотим, чтобы эти люди могли поделиться своим знанием. Мы создаем корпоративный университет, в котором предложим лауреатам Премии поделиться своим знанием, предложить свой профессиональный опыт другим людям, рассказать, каким образом они добились такого блестящего результата, чтобы стать лауреатом Премии «Лидер конкурентных закупок».

- Каким образом можно выбрать лучших из лучших в области конкурентных закупок?

Это мнение будет складываться не из мнения каких-то конкретных людей. Мы будем делать репрезентативные выборки среди поставщиков: как они относятся к компаниям-закупщикам. Иногда кажется, что формально закупка организована хорошо, но мы хотим убедиться в том, что процедура на самом деле удобна и тем людям, с которыми компания работает, то есть контрагентам, поставщикам. Компания не может быть «Лидером конкурентных закупок», если ее система торгов не принимается внешним миром.
Номинации Премии «Лидер конкурентных закупок» сформулированы таким образом, чтобы выявить каждый сегмент профессионализма специалистов закупочной деятельности, чтобы затем объединить, сублимировать эти знания и поделиться ими с другими.

- В чем цели и задачи предстоящей Премии?

- Мы хотим создать честную Премию в области конкурентных закупок. Премию «Лидер конкурентных закупок» получат только те люди, которые на самом деле ее заслужили. Мы хотим, чтобы в конкурсном отборе приняли участие все, кто делает закупочную деятельность профессиональной. Мы хотим дать этим специалистам возможность поделиться своим знанием с другими. Мы постараемся сделать так, чтобы на профессионалов равнялись все те, кто еще до сегодняшнего дня не смог развить на своем предприятии эффективную систему закупок. Мы приглашаем к участию в конкурсе всех, кто считает, что он может поделиться с другими своими знаниями, опытом, качественными практиками, ноу-хау. Цель Премии – выявить профессионалов закупочной деятельности и дать им возможность поделиться опытом и знаниями с другими.

- На Ваш взгляд, существует ли проблема передачи знаний в области эффективных закупок?

- Понимаете, в образовательных учреждениях, например, есть четкая специальность – финансовый менеджмент, и мы знаем, что в этом случае выпускник – это в потенциале финансовый директор. То есть в этой области готовят специалистов, а в области организации закупочной деятельности пока специально подготовленных кадров нет. На сегодняшний день те люди, которые организовывают закупки на предприятиях, это самородки. Их не выращивали как закупщиков. Следующим нашим шагом, наверное, будет предоставление возможности вырастить со студенческих времен людей, которые придут на предприятия как профессионалы, знающие весь тот опыт, о котором мы сейчас говорим. Эти люди получат знания изначально и придут уже в соответствующие органы своих предприятий как профессионалы закупочной деятельности. Но для этого сначала на предприятиях необходимо создать такие закупочные органы. Ведь отдел снабжения и сбыта - это не всегда правильно организованный закупочный орган. Какое образование получал человек, работающий в отделе сбыта? Самое лучшее из того, что я встречал – это маркетинг, позволяющий правильно реализовать товар. Но это имеет отношение только к сбыту. Когда необходимо эффективно организовать процесс закупок, то маркетинга уже недостаточно: здесь должна быть правильно организованная конкурентная процедура.
Мы привлекаем университеты, которые готовы заниматься образованием в этой области и могут подготовить уже профессиональные кадры для того, чтобы соответствующие специалисты приходили работать в компании. Поэтому, если университет начинает разрабатывать программы подготовки специалистов в этой области, то он точно так же может стать номинантом Премии «Лидер конкурентных закупок».

- Что отличает Премию «Лидер конкурентных закупок»?

- Работая над созданием Премии «Лидер конкурентных закупок», мы всеми силами хотим добиться честности. Для нас очень важно, чтобы профессиональный конкурс был открытым. Премия «Лидер конкурентных закупок» будет такой же публичной, как и открытые закупки. Чтобы нас как организаторов Премии не могли упрекнуть в том, что мы проводим конкурс среди каких-то отдельных компаний, мы создали максимально открытый Общественный совет Премии: привлекли в него журналистов, представителей университетов, руководителей крупных компаний, чиновников, которые на любом этапе конкурсного отбора имеют право сказать: «А я против! Почему? Сейчас объясню …».
Мы не публикуем странные рейтинги, в которых непонятно, почему предприятие, которое руководство страны совсем недавно ругало за коррупционность, занимает первые строчки. А те предприятия или государственные органы, которые работают достаточно открыто, оказываются на нижних строках списка. Возникает вопрос: «Кто и как это определил?». Считаю объяснение «компания не согласилась предоставить данные, поэтому оказалась в конце рейтинга» несерьезным. Во-первых, чтобы представители компании предоставили данные, необходимые для проведения конкурсного отбора, нужно обеспечить честность самого конкурса. Когда люди видят, что к их данным относятся объективно, никто не пытается их подтасовать, как-то изменить, то они с удовольствием принимают участие в конкурсе.

- Кто может принять участие в конкурсном отборе?

- Принять участие в профессиональном конкурсе может практически любое предприятие. Оно может быть даже очень небольшим, но если там четко организованы закупки и там есть четкая работа, то это предприятие может стать номинантом Премии «Лидер конкурентных закупок». Понимаете, огромное ли это предприятие или небольшое, в данном случае не имеет значения. Главное – это правильная система построения закупочной деятельности: равный доступ для всех участников торгов, определенная дружественная обстановка конкурентных закупок. Что я имею в виду? Человек никогда не обидится, даже если он проиграл торги, но в открытой борьбе. В этом случае он понимает, что уступил, потому что не смог предложить тех условий, которые озвучил конкурент. Человек ценит то, что его не пытались «убрать» специально, искусственно, борьба была честной.

- Отдельная номинация Премии будет посвящена представителям законотворческой деятельности?

Номинантами Премии будут активные участники законотворческой деятельности. Люди, которые предлагают реальные, хорошие законодательные инициативы, разрабатывают нормативные документы, которые могут быть приняты как законы. Существуют фонды, профессиональные институты, которые работают в этом направлении. Мы решили, что номинация для таких активных организаций и их представителей напрашивается сама собой.

- Для чего была сделана номинация для представителей СМИ?

То, что делаем мы, выступая организатором профессионального конкурса для журналистов в рамках Премии в области конкурентной закупочной деятельности, не делал еще фактически никто. Мы аккумулируем публикации о конкурентных закупках со всего мира, и это может служить интереснейшим материалом для анализа ситуации в отрасли. Мы ищем не просто оригинальные, а по-настоящему дискуссионные, остроумные и полемичные материалы.

СМИ – это огромная сила. И через СМИ специалисты, работающие в торгово-закупочной деятельности, получают большое количество актуальной и значимой информации. Вот поэтому мы считаем, что одна из важных номинаций Премии – это номинация для представителей СМИ. Мы считаем, что журналисты – это те люди, которые точно так же находятся на острие этой проблемы. Они рассказывают о положительном опыте компаний в этой области, ищут эффективные предприятия, анализируют актуальные, сложные темы, связанные с закупками. Это очень активные люди. И эта активность точно так же должна поощряться, потому что мы считаем, что есть издания, которые успешно работают в этом направлении. Есть бизнес-сайты, на которых тематика закупок освещается очень профессионально. Конечно, журналисты могут преподнести информацию в положительном ключе или в отрицательном, но самое главное, чтобы они делали это честно. Если журналисту стал известен отрицательный опыт, то пусть журналист осветит его как негатив. И это будет положительно для рынка.

К участию в конкурсе мы приглашаем не только российских журналистов, но и зарубежных. Мы пытаемся собрать и проанализировать богатейший международный опыт, который мы можем затем систематизировать. Не все специалисты имеют возможность ознакомиться с этими данными и прочитать дайджесты всех этих статей. Собирая эти данные, обобщая опыт, мы можем сделать ценную для специалистов выборку.